Улица Ставровская, дом 4

г. Владимир, Владимирская область 

 

Категория: Блог эксперта по лицензированию скважин на воду

 

Установка и эксплуатация водозаборных скважин на законных основаниях. Часть II.

 

Продолжение публикации о законных основаниях использования водозаборных скважин на всех этапах жизненного цикла сооружения.

 

Ранее по теме законов и скважин для водоснабжения

 

Порядок и особенности утверждения установки и эксплуатации согласно требованиям Роспотребнадзора

 

Согласно требованиям закона, к функциям Роспотребнадзора относится предоставление разрешений на установку и использование водозаборных скважин, как составляющей части контроля санитарно-эпидемиологического состояния.

 

Качественные критерии состояния воды, применяемой для хозяйственных нужд, прописаны в Межгосударственном стандарте ГОСТ 2761-84 и в СанПиН 2.1.4.1074-01, относящихся к первой группе регулирующих нормативных актов.

 

Установленные в упомянутом стандарте гигиенические и технические требования касаются источников централизованного водоснабжения объектов хозяйственного и бытового назначения, а также промышленных объектов.

 

В стандартах второй группы:

  • СП 2.1.5.1059-01,
  • СанПиН 2.1.4.1110-02,

прописан список правил про порядок охраны подземных источников от попадания в них технологических веществ, образующихся в результате ведения хозяйственно-бытовой и промышленной деятельности.

 

СП 2.1.5.1059-01 установлены для обязательного соблюдения физическими и юридическими лицами, имеющими отношение к извлечению воды из природных подземных источников, использующие или устанавливающие специальное оборудование для водозабора, а также оказывающими любые виды антропогенной нагрузки, способной повлиять на состав и состояние подземных вод. Согласно этим правилам осуществляется контроль и управление охранной деятельностью по недопущению поступления в источники загрязняющих веществ, образующихся в результате человеческой деятельности, способной привести к потере питьевых и лечебных свойств воды.

 

При организации водозаборных мероприятий юридическим лицами и отдельными предпринимателями следование пунктам СанПиН 2.1.4.1110-02 позволяет подробным образом разработать и определить обоснованные гигиенические зоны вокруг подземных источников, водозаборных строений и водоводов питьевого назначения разных типов.

 

Строгое следование требованиям нормативных документов позволяет сохранить подземные воды от загрязнений вследствие непродуманного вмешательства и не попасть под санкции от Роспотребнадзора за несоблюдение этих требований.

 

Рекомендуем изучить аналитику по судебным искам связанным с лицензиями на скважины:

 

 

Следуя нормам документов из первой группы, периодически в течение года необходимо проводить анализы проб питьевой воды для определения её качества и состава на основе указанных там же показателей. Их анализ, проведённый аккредитованными лабораториями, позволяет отслеживать пригодность воды для нужд потребителя.

 

Пункт 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 обязывает пользователя системой водопотребления спланировать перечень мероприятий по производственному контролю, в котором прописывается алгоритм действий по проведению проверочных мероприятий в отношении качества воды, а в случае его ухудшения, указывается порядок ликвидации недостатков и нарушений, приведших к этому.

 

Распространены ситуации, когда сотрудники Роспотребнадзора дают не полную консультацию по вопросу оформления необходимого пакета документов для соблюдения требований законодательства. Это приводит к ошибкам в оформлении разрешительной документации в части касающейся производственного контроля. А ответственность, в случае изменения качества воды в худшую сторону, несёт всё равно владелец скважины, как лицо нарушившее порядок водозабора.

 

Всё идет к тому, что проверка программ производственного контроля будет обязательным пунктом плана проверок водозаборных скважин со стороны Роспотребнадзора.

 

Вторая группа указанных норм посвящена мерам защиты природных источников воды для питья от попадания в них отходов промышленности и других видов антропогенного воздействия.

 

Водозаборное оборудование, как источник водоснабжения, должен быть окружён зоной санитарной охраны, состоящей из трёх поясов:

  • - 1-й пояс примыкает непосредственно к самому водозабору и его сооружениям, выполняет функции защиты их от порчи и повреждений, имеет радиус 30 метров для обеспеченных защитой подземных вод и 50 метров для недостаточно защищённых. Предусматривается ограничение проникновения на эту территорию лицам, не имеющим отношения к установке и обслуживанию водозаборного оборудования. Указанный радиус можно уменьшить при согласовании с контролирующими органами;
  • - создание 2-го и 3-го ограничительных поясов препятствует попаданию в источники микробиологических агентов. Исходными данными для расчёта размеров второй линии выступает время жизни патогенных организмов, расстояние до источника загрязнения, параметры движения подземных вод от источника загрязнения до точки водозабора. Результатом анализа приведённых показателей будет доказательство того, что микроорганизмы погибнут за время их перемещения от источника до места установки скважины;
  • - расчёт размеров 3-го пояса необходим для предупреждения загрязнения химическими веществами на протяжении всего срока пользования водозаборным оборудованием.

 

Разработка и расчёт охранной зоны предусматривает наличие ряда исходных данных:

  • - к важнейшему пункту относится документ о праве пользования землёй, входящей в 1-й пояс охранной зоны;
  • - надо позаботиться о получении результатов проверок качественного состояния воды на протяжении года исходя из СанПиН 2.1.4.1074-01;
  • - получить данные об объёмах потребляемой воды позволят заранее установленные счётчики. Установка измерительной трубки позволит отслеживать уровень воды и избегать при этом зацепов дорогого оборудования за компоненты насосной станции, за фланцы и другие составные части водозаборного оборудования.

 

При оформлении в Роспотребнадзоре разрешительных документов на пользование подземными источниками воды стоит упомянуть о немаловажном моменте.

 

Вникать в инженерную специфику охраны подземных источников Роспотребнадзор не в состоянии по причине отсутствия среди сотрудников этой организации, в частности, гидрогеологов, поэтому в итоге согласование проходит любой проект.

 

В случае правильного, с точки зрения закона, оформления пакета документов на установку и обслуживание скважины для забора воды с указанием охранной зоны выдаётся санитарное заключение, удостоверяющее соответствие проекта с нормами, прописанными в регламентирующих документах. Однако главной целью составления проекта служит не формальное следование букве закона, а фактическое и гарантированное на практике отсутствие опасности попадания загрязняющих химических и биологических агентов в подземные воды. Это можно обеспечить отсутствием опасной хозяйственной деятельности в границах санитарных линий охранной зоны. Эти границы могут охватывать территории соседних участков, принадлежащих другим владельцам. В таком случае с ними надлежит согласовать проект охранных зон, а после согласования нанести на планы обустройства территории, разработанные местными органами власти.

 

В местных органах самоуправления ряда регионов присутствуют инженеры и гидрогеологи, способные указать на недостатки проекта и потребовать устранить их, даже если проект разработан правильно, с точки зрения законодательства, и прошёл процедуру утверждения в Роспотребнадзоре. Устранение недостатков может привести к необходимости повторного составления проекта охранной зоны. Что избежать потери времени, привлекайте к составлению проекта подготовленных специалистов-гидрогеологов.

 

При планировании обращайте внимание на предполагаемые объёмы извлечения воды из подземных источников. При превышении объёма в 100 м3 в сутки, вычисление параметров 2-го и 3-го поясов охранной зоны предусматривает в обязательном порядке государственную экспертизу. При несоблюдении этого требования лицензия выдана не будет, а скрыть эту недоработку не представляется возможным.

 

Встречаются ситуации, когда разработанный для организации проект ЗСО, согласованный в Роспотребнадзоре, не проходит утверждения в Комитете по природопользованию, и организация получает отказ в выдаче лицензии на установку водозаборного оборудования. В таких случаях не остаётся ничего другого, как готовить новые проекты уже с привлечением к их разработке профильных специалистов высокой квалификации, обладающих необходимыми знаниями и навыками в соответствующей отрасли.

 

 

 

Новые публикации сайта:

 

 

 

 

Новое на сайте

Популярные статьи

Выбор читателей

Контакты

  • +7 903 647-37-39 
  • Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • Улица Ставровская, дом 4
    г. Владимир, Владимирская область 

 

Лицензируем скважины в следующих районах Владимирской области:

Александровский район

Вязниковский район

Гороховецкий район

Гусь-Хрустальный район

Камешковский район

Киржачский район

Ковровский район

Кольчугинский район

Меленковский район

Муромский район

Петушинский район

Селивановский район

Собинский район

Судогодский район

Суздальский район

Юрьев-Польский район

Оформим лицензию на скважину в следующих населенных пунктах Владимирской области:

Александров

Балакирево

Владимир

Вольгинский

Вязники

Городищи

Гороховец

Гусь-Хрустальный

Камешково

Карабаново

Киржач

Ковров

Кольчугино

Костерёво

Красная Горбатка

Курлово

Лакинск

Меленки

Мелехово

Мстера

Муром

Никологоры

Петушки

Покров

Радужный

Собинка

Ставрово

Струнино

Судогда

Суздаль

Юрьев-Польский