- 25.01.2020
- Обновлено 16.05.2022 13:51
- Просмотров: 5323
Отсутствие лицензии на добычу подземных вод как довод против вменения ответственности за добычу без лицензии
Нормы ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ предусматривают административное наказание в виде наложения штрафа за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Положения ФЗ «О недрах» в свою очередь обязывают получать лицензию на пользование недрами лицо, имеющее легальный доступ к участку недр, пригодного для пользования. Соискатель специального разрешения на добычу подземных вод должен обладать уже пробуренной скважиной с уже проведёнными работами по геологическому изучению, поскольку сведения о скважине и буровой организации учитываются как в самой лицензии так и в специальных регистрах.
Изложенное предполагает наличие специального субъекта данного правонарушения и обязательность доказывания существования скважины на территории привлекаемого к ответственности лица и обладания каким-либо вещным правом в отношении скважины на добычу подземных вод.
Использование добытых подземных вод не означает незаконную добычу
Федеральный арбитражный суд Поволжского отказал Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области (Росприроднадзору по Саратовской области) в привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ администрации Барановского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области (далее Администрация) в рамках дела №А57-6373/2010. Требования административного органа мотивированы:
якобы имевшей место со стороны Администрации добычи подземных вод для водообеспечения района
и нормативно закреплённой обязанности на осуществление этой функции.
Для добычи подземных вод администрация использовала скважины, расположенные на территории водозабора с Барановка Вольского района Саратовской области, принятые к учёту как бесхозяйные объекты. Кроме того, в обосновании заявленных требований Росприроднадзором представлены отчётные документы администрации по водопользованию.
Оценив представленные доказательства, суд пришёл к выводу о недоказанности позиции Росприродзора поскольку отчётные документы доказывают факт потребления воды, а не её добычу. Также административным органом не представлены сведения о владении администрацией спорными скважинами.
Таким образом, администрация в отсутствии оборудованных скважин по объективным обстоятельствам не может выступать соискателем лицензии на добычу подземных вод, равно как и не может выступать субъектом правонарушения по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства:
- наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые Кодексом или специальным законом предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность;
- характер и размер причинённого ущерба;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Рекомендуем изучить аналитику по судебным искам связанным с лицензиями на скважины:
Отсутствие пробуренных скважин как основание для признания обвинения в незаконной добычи неправомерным
К аналогичному мнению пришёл и Арбитражный суд Московской области при рассмотрении дела №А41-49928/15. Министерство экологии и природопользования Московской области настаивало на привлечении ООО «ПТФ Бетон» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.7.3 КоАП РФ. По мнению Министерства, организация осуществляет добычу подземных вод в отсутствии обязательной лицензии для обеспечения собственной предпринимательской деятельности. В рамках рассмотрения настоящего дела установлено отсутствии пробуренных скважин на территории привлекаемого лица, для использования которых необходима лицензия.
Факт отсутствия лицензии на добычу подземных вод при отсутствии учтённых и внесенных сведений о пробуренной скважине в доступе недропользователя выступает самостоятельным доказательством невиновности лица во вменяемом правонарушении, санкция за которое предусмотрена ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.
Последние публикации сайта:
+7 903 647-37-39